Пятая опера Пуччини «Тоска» знаменует важную трансформацию в творчестве композитора. Предыдущая опера «Богема», которую многие считали первым шедевром Пуччини, одновременно стала его последним произведением, отражает борения и стремление низших классов общества.
В «Тоске» Пуччини возвращается к чистой трагедии, в центре событий - жестокая и трагическая история падения трех исторических фигур. Опера «Тоска» отмечается высокой степенью концентрации: все действо сосредоточено вокруг сложных, четко выстроенных психологических отношений трех главных героев. Поражен увлекательной игрой Сары Бернар в пьесе Викторьена Сарду, Пуччини мастерски воссоздал ревность, смятение и отчаяние волшебной Флории Тоски. После бурного и болезненного процесса совместной работы с авторами либретто Пуччини закончил написание оперы всего за несколько дней до премьеры, которая состоялась 14 января 1900 в театре «Констанце» в Риме.